Теперь и единое, и экономическое


Интеграция на евразийском пространстве идет стремительно, уже 1 января 2012 года вступит в силу пакет соглашений о Едином экономическом пространстве (ЕЭП). С его созданием фактически появится общий рынок товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов. Это позволит предприятиям Беларуси, Казахстана и России расширить возможности по сбыту продукции и на современной основе вернуть утерянные после развала СССР кооперационные связи, наладить выпуск и продвижение продукции на внутреннем и внешнем рынках. Создание ЕЭП должно положительно отразиться и на благополучии граждан государств Сообщества. Реализацией этих соглашений и за счет унификации паспортно-визового контроля у наших граждан будет реально свободное перемещение. Это даст новую возможность развитию социальных и культурных связей.
Принятие соглашений по ЕЭП, являющемся новой интеграционной ступенью, ставит перед его участниками новые задачи. Необходимо обеспечить гармонизацию антимонопольного регулирования, добиться унификации требований для предоставления субсидий и государственных закупок, создать общий энергетический рынок и единое транспортное пространство. Предстоит сделать и многое другое. Ниже представлен обзор международных правовых актов, являющихся основой ЕЭП. Основное внимание уделено документам, касающимся таможенной тематики, организации внешней торговли, перемещения через границу товаров и транспортных средств.
Для развития интеграционных процессов главы государств ЕврАзЭС поручили своим правительствам создать правовую базу ЕЭП. Предполагалось, что разработают 20 соглашений, однако после объединения их осталось 17. Они и формируют договорно-правовую базу ЕЭП и по содержанию делятся на несколько групп. В первую вошли соглашения, призванные обеспечить проведение согласованной экономической политики. Второй блок направлен на создание условия для свободы движения капитала и услуг. Третья группа предполагает свободу движения рабочей силы. Четвертая касается доступа к услугам естественных монополий, пятая – технического регулирования.
Здесь следует уточнить, что согласно пункту 1 статьи Договора о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года ЕЭП является пространство, состоящее из территорий Сторон, на которых функционируют однотипные механизмы регулирования экономики, основанные на рыночных принципах и применении гармонизированных правовых норм, существует единая инфраструктура и проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика, обеспечивающие свободное движение товаров, услуг, капитала и рабочей силы. В первую из приведенных выше групп вошли восемь соглашений, среди них документ о согласованной макроэкономической политике; о единых принципах и правилах регулирования деятельности субъектов естественных монополий; о единых принципах и правилах конкуренции; о единых правилах предоставления промышленных субсидий; о единых правилах государственной поддержки сельского хозяйства; о государственных (муниципальных) закупках; о торговле услугами и инвестициях в государствах – членах данного межгосударственного объединения; о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности.
Свобода движения капитала, валютная политика регулируются соглашением о создании условий на финансовых рынках для свободного движения капитала и о согласованных принципах валютной политики. Третью группу (энергетика, транспорт, связь) составляют четыре соглашения: о порядке организации, управления, функционирования и развития общих рынков нефти и нефтепродуктов Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации; об обеспечении доступа к услугам естественных монополий в сфере электроэнергетики, включая основы ценообразования и тарифной политики; о правилах доступа к услугам естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики; о регулировании доступа к услугам естественных монополий в сфере железнодорожного транспорта, включая основы тарифной политики. Свобода передвижения рабочей силы базируется на соглашении о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств и о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей. В основу технического регулирования положено соглашение о единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации.
Более подробно расскажу о документах, обеспечивающих свободу движения капитала и валютную политику. Так, Соглашение о создании условий на финансовых рынках для обеспечения свободного движения капитала в государствах – участниках Единого экономического пространства направлено на обеспечение развития взаимовыгодного сотрудничества в финансовом секторе и гармонизацию законодательств сторон в этой сфере.
Реализацию документа предполагается осуществлять путем гармонизации законодательства сторон, регулирующего банковскую и страховую сферы, деятельность на рынке ценных бумаг, работу рейтинговых агентств; организацию обмена информацией между уполномоченными органами сторон по вопросам регулирования и развития финансовой сферы; создание эффективной инфраструктуры для проведения конверсионных операций с национальными валютами сторон в целях расширения их использования во внешнеторговых платежах и расчетах; обеспечение возможности размещения и обращения ценных бумаг эмитентов сторон на всей территории ЕЭП при условии регистрации эмиссии (выпуска) ценных бумаг регулирующим органом государства регистрации эмитента; согласование единых требований по защите прав и интересов потребителей страховых услуг; завершение перехода участников финансового рынка на использование международных стандартов финансовой отчетности.
Кроме того, предполагается осуществить сближение подходов государств – участников соглашения в вопросах гармонизации лицензионных и надзорных u1090 требований к участникам финансового рынка, а также порядка осуществления надзора за участниками финансового рынка. Реализация соглашения будет осуществляться в два этапа до 31 декабря 2013 года. Его выполнение должно поспособствовать выработке согласованных подходов по вопросам функционирования финансовых рынков Беларуси, Казахстана и России, а также развитию Единого экономического пространства, в том числе на основе создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в финансовой сфере.
Вторым основополагающим документом является Соглашение о согласованных принципах валютной политики в государствах – участниках Единого экономического пространства. Оно определяет принципы проводимой сторонами валютной политики и направлено на развитие сотрудничества в валютно-финансовой сфере. Документ предусматривает проведение сторонами валютной политики, в том числе на основе поэтапной гармонизации и сближения подходов к формированию и проведению валютной политики, создания необходимых организационно-правовых условий на национальном и межгосударственном уровнях для развития интеграционных процессов в данной сфере, повышения доверия к национальным валютам сторон как на внутреннем валютном рынке каждого государства – участника, так и на международных валютных рынках.
Соглашением также предусматривается, что в целях проведения согласованной валютной политики стороны принимают меры по координации политики обменного курса национальных валют, обеспечению конвертируемости национальных валют по текущим и капитальным статьям платежного баланса без ограничений, созданию условий и обеспечению прямых взаимных котировок национальных валют сторон, обеспечению проведения взаимных расчетов между участниками внешнеэкономической деятельности государств – участников соглашения в их национальных валютах, формированию тремя странами общего интегрированного валютного рынка.
Положениями соглашения также устанавливается, что каждое из подписавших его государств-участников в исключительных случаях, если ситуация не может быть решена другими мерами экономической политики, вправе вводить валютные ограничения на срок не более одного года.
Сергей БЕЛОУСОВ,
начальник управления –
секретарь Постоянной комиссии
МПА ЕврАзЭС по правовым вопросам,
специально для «ТН»

Источник: www.customsnews.ru