Пресс-конференция сотрудников ФТС

Пресс-конференция сотрудников Федеральной таможенной службы на тему: «29 июня таможенные посты в пунктах пропуска через государственную границу приступают к осуществлению санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля» ИА «РБК» 15 июня 2011 года

В пресс-конференции принимали участие:

Е. Бормотова, начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий ФТС России

Д. Некрасов, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

А. Рязанов, зам.начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России

Вступительное слово ведущего.

Здравствуйте, мы приветствуем посетителей сайта РБК и начинаем интернет-пресс-конференцию. Информационным поводом для нашей встречи стала предстоящая с 29 июня этого года передача таможенным органам полномочий по осуществлению в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации приема и проверки документов в отношении грузов, товаров и животных, необходимых для осуществления санитарно-карантинного, ветеринарного и фитосанитарного контроля, а также транспортного контроля в полном объеме.

О том, как этот процесс будет проходить, насколько готова таможенная служба к исполнению более широкого круга обязанностей, сегодня мы будем говорить с гостями нашего пресс-центра. Я представлю их. Это Дмитрий Викторович Некрасов, начальник Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России; Андрей Иванович Рязанов, заместитель начальника Управления торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России; и Елена Григорьевна Бормотова, начальник отдела информационных таможенных технологий Главного управления информационных технологий ФТС России.

Вступительное слово А.Рязанова.

Уважаемые дамы и господа, хотелось бы добавить, что к 29 июня готовятся не только таможенники, санитарные инспекторы и ветеринарные врачи на границе, но и таможенники в местах доставки. Понятно, что в соответствии с законодательством Таможенного союза контроль, надзор за продукцией стороной Роспотребнадзора, Россельхознадзора на границе не завершается, надзор осуществляется и на территории Таможенного союза, в том числе и Российской Федерации. Поэтому таможенники в местах доставки также готовятся. Работа, которую ведут как таможенники, так и таможенные представители, участники ВЭД (внешнеэкономической деятельности), хозяйствующие субъекты, также подходит к завершению.

Основное, над чем работают сейчас таможенники вместе с бизнесом, – это выявление тех товаров, грузов, той продукции, которая подверглась соответствующим видам государственного контроля на границе, то есть в отношении которых проведен комплекс мероприятий на границе с тем, чтобы ослабить не контроль, а ослабить административный нажим на эти же товары, на этих же участников ВЭД внутри территории. Такая работа проводится, и она находится на завершающем этапе.

Второй момент – с 29 июня мы не открываем какую-то новую страницу в общении с нашими коллегами из Роспотреба и Россельхознадзора. История наших взаимоотношений давнишняя, все происходит сейчас в рамках диалога, все проблемные вопросы, которые возникали — естественно, они возникали в ходе нашего общения, — они на сегодняшний день сняты. Необходимые документы, которые принимаются правительством РФ, находятся сейчас в правительстве. Проекты документов, которые должны быть выпущены до 29 июня, подготовлены и ждут своего часа, то есть 29 июня, чтобы вступить в силу.

Вступительное слово Д.Некрасова.

Спасибо за предоставленную возможность донести информацию о работе, которая давно проводится и вот сейчас подходит к логическому рубежу, который позволит потом подводить определенные итоги.

Подготовка к событию, которое произойдет 29 июня, началась достаточно давно. С 2007-2008гг. правительство достаточно последовательно и целенаправленно давало соответствующие поручения министерствам и ведомствам, Федеральной таможенной службе. Правительство формулировало политику, направленную на то, чтобы в пунктах пропуска на границе как можно меньше было административных барьеров, как можно более рационально строилась работа по пропуску товаров и грузов через наши рубежи; чтобы как можно меньше было дублирующих функций, дублирующих органов и максимально сконцентрированно и быстро проходило пересечение границы. Причем тут уже нет нужды говорить о процессе таможенного оформления, речь идет о пропуске грузов всеми службами.

По итогам этой работы в конце декабря 2010г. был принят и подписан президентом закон, в рамках которого таможенной службе и передаются полномочия от других контролирующих служб. Транспортный контроль полностью передается Федеральной таможенной службе в той части, которая происходит на границе. Ветеринарный, санитарно-карантинный и фитосанитарный контроль переходят в наши руки частично — только в виде документального контроля. Это позволит — на наш взгляд и на взгляд большинства представителей перевозчиков, участников процесса пересечения границы — исключить хождение по мукам или по массе контролирующих органов в пункте пропуска, а работать по принципу, максимально близкому к принципу одной остановки.

И у нас на границе в итоге с перевозчиком будут работать две службы — пограничная (паспортный контроль) и таможенная (это в совокупности все остальные виды контроля). Но в том случае, если документального контроля по ветеринарному, санитарно-карантинному и фитосанитарному направлению будет недостаточно, будут какие-то угрозы, ориентировки, сложности, связанные с обеспечением безопасности нашей страны, то тогда будут привлекаться специалисты этих ведомств, которые в специализированных пунктах пропуска сохранятся именно для фактического контроля.

Будет применяться принцип конвейера: все укладывается в норму, что имеет хорошие, достоверные, качественные документы и не вызывает претензий со стороны таможенных органов, все проходит, минуя иные службы. Все, что из этого принципа выпадает, отходит в сторону и не загромождает пропуск через границу.

Мы надеемся, что тот курс, который взят правительством, после 29 июня начнет реализовываться. Конечно, это не завершение работы. После завершения какого-то периода потребуется скорректировать подходы, уточнить, где-то, может быть, усилить, ужесточить, где-то, может быть, еще больше либерализовать. Но начало положено. Так что 29 июня — знаковая дата в нашей пограничной жизни.

Вступительное слово Е.Бормотовой.

Добрый день, дамы и господа! Хотелось бы немного добавить к выступлению моих коллег. По результатам совершения должностными лицами таможенных органов ветеринарного, фитосанитарного, санитарно-карантинного и транспортного контроля инспектору необходимо будет вносить данные в информационные системы этих служб о результатах проведенного контроля.

И в этой связи одним из важнейших вопросов, связанных с обеспечением перехода на реализацию тех функций, которые будут возложены на таможенные органы, является организация информационного взаимодействия с нашими партнерами из федеральных органов исполнительной власти. В этой связи ведутся необходимые мероприятия: организационные, технические, информационно-технические. Со всеми службами есть необходимое понимание, и эти работы будут завершены к моменту вступления федерального закона в силу.

Таким образом, должностное лицо таможенного органа после совершения, например, транспортного контроля в момент проверки документов и сведений вносит необходимые данные в информационную систему Ространснадзора, и дальше они используют эту информацию для дальнейших целей контроля, создания единых баз данных результатов транспортного контроля. Это касается и всех остальных служб.

Поэтому в части информационного обеспечения работа строится на той площадке, которая существует у этих федеральных органов исполнительной власти. Никаких кардинальных инноваций, изменений здесь не предусматривается. Поэтому все эти перемены остаются за кадром для участников внешнеэкономической деятельности и не должны повлечь никаких трудностей на границе.

Д.Виксне (газета «Гудок»): Существует нормативное время, за которое таможенные органы досматривают определенное транспортное средство. Насколько оно сократится в связи с нововведениями? И, в частности, как изменится работа железнодорожных пунктов пропуска? Может, появятся какие-то новые инструкции, алгоритмы?

Д.Некрасов: Безусловно, существует нормативное время обработки грузов по каждому пункту пропуска. Оно установлено технологическими схемами, которые в каждом пункте пропуска утверждены, они отражают особенности инфраструктуры этого пункта пропуска, конкретную штатную численность и конкретные службы, которые в пункте пропуска существуют. Ведь в одном пункте пропуска здания разных служб находятся рядом, в другом — на расстоянии 200 м, а в третьем наши сотрудники сидят все в одном помещении. И даже такие, казалось бы, мелкие вопросы влияют на скорость обработки документов.

В случае, когда мы с 29 июня начинаем работать и выполнять функции наших коллег из других министерств и ведомств, безусловно, мы рассчитываем на сокращение времени обработки грузов, иначе не было бы смысла затевать такую масштабную работу. За счет чего это должно произойти? За счет того, что устраняются все эти стыковочные шероховатости между службами. Такие банальные вещи, которые до сих пор не решены по многим пунктам пропуска, — это разные графики, разные режимы работы различных служб. Где-то таможенники и пограничники работают круглосуточно, а коллеги из других контролирующих органов присутствуют по каким-то сменам. Банальные вещи — вплоть до обеденных перерывов — к сожалению, также в силу определенной разобщенности на местах сказывались на том, что документы не могли идти дальше в работу и, соответственно, груз стоял на границе.

Поэтому в целом мы рассчитываем на сокращение. По каждому пункту пропуска это будет индивидуальное время, как и сейчас оно индивидуальное. Но на определенный процент — 20-30% — следует ожидать экономии. Конечно, это произойдет не 29 июня с нуля часов. Когда система отладится и выстроится, я думаю, что определенное количество времени должно пройти, чтобы процесс пошел. Я думаю, что месяц-полтора-два пройдет.

Что касается вопроса по поводу изменений на железнодорожных пунктах пропуска, могу сказать, что грядущие нововведения универсальны, они касаются как автомобильных, так и железнодорожных пунктов. Есть определенные особенности по морским и воздушным пунктам пропуска, поскольку там меньше транзитных грузов и значительная часть товаров оформляется непосредственно на этих пунктах пропуска.

Другое дело, что по железнодорожным пунктам пропуска более жесткие и четкие сроки и сейчас существуют. Они отслеживаются и в целом выдерживаются. Но можно сказать, что есть задержки поездов, в том числе и в том случае, когда перевозчик не предоставляет документы на следующие в составе грузы. Это достаточно часто бывает. Или когда пассажирские поезда идут с нарушением багажных норм, каких-то иных правил, которые не позволяют поезд быстро обработать.

В том случае, если документы в порядке, поезд готов к таможенному пограничному контролю, как правило, задержек не возникает. И в этом случае мы готовы разбираться и доводить до конца, вплоть до наказания наших сотрудников, если есть неправомерные задержки поездов.

А.Полюхович (РЕН-ТВ): Вопрос по теме ввоза овощей из ЕС и мяса из ЕС и Мексики, которые Россельхознадзор считает товарами повышенного риска. А есть ли по этому поводу уже какие-то заторы на границе? И планируете ли вы как-то отфильтровывать эти группы товаров?

Д.Некрасов: Давайте этот вопрос разделим на две части. В части темы сегодняшней пресс-конференции я могу сказать так, что таможенная служба с 29 июня становится инструментом в руках наших коллег – ветеринаров, фитосанитаров, ну и в данном случае санитарно-карантинной службы. То есть мы не определяем и не назначаем, из какой страны, в каком объеме, в каком количестве, в каком виде можно ввозить овощи, огурцы, мясо и т.д. Мы выполняем те поручения, которые нам будет и сейчас уже выдает отвечающее за это ведомство. Так будет и в дальнейшем. Придет запрет из ветеринарного ведомства, мы, безусловно, его выполним, поскольку это наша задача, это наша функция и наша зона ответственности.

Что касается конкретной текущей ситуации, то, поскольку она не совсем имеет отношение к сегодняшней пресс-конференции, мы готовы на нее ответить индивидуально через наше управление по связям с общественностью.

М.Григорьев (РБК-ТВ): Не совсем понятно, о каких полномочиях идет речь, если вы говорили, что заниматься будете только документами. А если дело более серьезное, то Роспотребнадзор, Россельхознадзор — чему придется учить сотрудников, в чем сложность?

Д.Некрасов: Здесь можно выделить два блока. Первый — это транспортный контроль. Повторюсь, что он полностью переходит на границе в ведение таможни. Транспортников как службы на границе в ближайшее время не будет. Поэтому весь тот объем работы, который проводили транспортники, будут проводить наши инспекторы, все это будет совмещаться в этапах, людях, то есть один и тот же сотрудник, который раньше проводил таможенный осмотр, регистрацию, фиксацию документов в информационных системах, он же и будет заниматься транспортным контролем, то есть полностью этот вид переходит к нам, на границу.

В части ветеринаров, фитосанитаров и санитарно-карантинного контроля здесь действительно речь идет о документальном контроле. Такое решение было принято потому, что в определенных специфических и узкоспециальных познаниях в болезнях животных или растений, в нездоровье людей например, к сожалению или к счастью, мы вынуждены опираться на мнение все-таки узких специалистов. Поэтому и было принято решение, что в том случае, если документы, сопровождающие груз, не вызывают никаких сомнений — а это, я надеюсь, в ближайшей перспективе будет большая часть товаров, — то к специалисту из ветеринарной или иной контрольной службы обращаться не нужно. Таможенник, оформляя свои таможенные процедуры, одновременно проверяет документы по линии ветеринарного или фитосанитарного контроля и сразу же принимает решение о пропуске товара на территорию РФ. В этом случае мы не направим перевозчика к узким специалистам.

Только в тех случаях, когда есть явные нарушения в документах, или представлено разрешение, которое по нашим информационным системам не выдавалось нашими коллегами, или когда есть ориентировка из Минсельхоза или Минздрава о том, что есть какие-то очаги болезней, например угроза ящура, только тогда конкретные товары, конкретные транспортные средства будут направляться к нашим коллегам для более тщательной и более детальной проверки. При этом те, кто едет с нормальными документами, по-прежнему идут к нам, а этих мы отвели в сторону, отдали нашим коллегам для дополнительной проверки и дальше занимаемся уже теми, кто готов к быстрому пересечению границы. Вот примерно такой механизм предполагается.

М.Григорьев (РБК-ТВ): Вопрос Андрею Ивановичу. Вы говорили, что до 29 июня нужно подготовить дополнительно еще какие-то документы. Что это за документы и что они регламентируют?

А.Рязанов: До 29 июня, исходя из тех решений, что сейчас принимаются правительством, руководителями Россельхознадзора, Роспотребнадзора, нам нужно будет актуализировать наши профили риска. Вы знаете, что таможенные органы применяют систему управления рисками. Эти профили риска направлены на применение различных форм таможенного контроля, как одной из наиболее ощутимых для участников внешнеэкономической деятельности — досмотра товаров.

То, что будет происходить после 29 июня, естественно, как я уже говорил, повлияет на сокращение случаев применения такой формы таможенного контроля, как досмотр товаров в местах доставки, так как эти товары будут оценены, досмотрены в пунктах пропуска. Поэтому сейчас доводятся эти профили риска, то есть сокращаются те случаи, когда эта форма таможенного контроля применяется.

Мы настроены сделать все, чтобы передача полномочий от одного ведомства к другому государственному ведомству никоим образом не повлияла на работу участников внешнеэкономической деятельности и прошла незаметно.

Д.Некрасов: Я дополню. Нормативная база, которая определяет весь процесс передачи полномочий, — это закон, о котором я говорил, и прежде всего — ряд постановлений правительства. Часть из них уже вышла — это транспортный контроль, часть — на подписи у премьера, и два постановления дорабатываются в аппарате правительства. И мы рассчитываем, что к 29 июня вся нормативная база, необходимая для того, чтобы процесс передачи полномочий состоялся без каких-либо эксцессов, будет готова.

Более того, наша задача — не только в том, чтобы обеспечить незаметную для участников ВЭД передачу полномочий. Но и в том, чтобы в целом, может быть, не 29-го, а 30 июня или 30 августа, то, ради чего затевался этот процесс, — экономия времени, сокращение простоев на границе — эта цель была достигнута.

Ведь работа эта началась не на пустом месте. Это не только наша идея, не только какое-то российское изобретение. Достаточно много стран, в том числе США и наши ближайшие соседи, например Финляндия, работают на сходных принципах. Детали могут отличаться. Но то, что на границе с перевозчиком и с лицом, заинтересованным в перемещении товаров, общается минимум служб, — это общемировая тенденция. Она зарекомендовала себя как эффективный способ, позволяющий сократить простои на границе.

Мы используем этот положительный мировой опыт, мы на него опираемся в своих дискуссиях, спорах, поскольку процесс подготовки этих решений был достаточно длительный и нелегкий. На сегодняшний день дискуссии все завершены, решения все приняты, и я думаю, что мы в ближайшее время достигнем тех задач, который правительство ставило, начиная этот процесс.

Виталий (Москва): Мы экспортировали в США небольшие газоразрядные лампочки. Товар заказчиком оплачен, но при получении заказчик обнаружил брак и намерен вернуть нам товар для устранения брака. Обычная ситуация. Каким образом можно оформить товар на нашей таможне? Потому что на их таможне проблем вообще нет.

Д.Некрасов: К сожалению, этот вопрос не имеет никакого отношения к фитосанитарам, ветеринарам и т.д., но дело в том, что в любом случае в российском законодательстве, я думаю, аналогичная норма есть и имеется возможность возврата бракованных поставок, есть наверняка такая оговорка и в договоре, есть соответствующие возможности путем реимпорта, если товар ушел, или, если не ушел, то отзыва или аннулирования декларации. То есть возможности есть, необходимо просто с конкретной ситуацией разобраться на конкретной таможне. Если необходимы консультации по конкретной ситуации, то юридическая служба каждой таможни выдает как устные, так и письменные консультации, в том числе и по конкретным ситуациям, кроме вопросов стоимости и классификации.

Вопрос: Как будет выглядеть документальная форма санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного и транспортного контроля?

Д.Некрасов: Транспортный контроль — и фактический, и документальный — будет осуществляться таможенниками. В том числе весогабаритный контроль, проверка всех разрешительных документов по линии транспортного контроля, выдача так называемых «дозволов» на перевозку — лицензий на перевозку опасных грузов и т.д. Здесь все проще: лицо транспортника будет заменено лицом таможенника, и за счет устранения внутриведомственных барьеров и несогласованностей будет сэкономлено время, поскольку не будет дублирования функций.

В части иных наших коллег подразумевается работа с документами: одновременно с обработкой тех таможенных документов, которые в любом случае предоставляются при пересечении границы, — товарно-транспортные документы, документы, подтверждающие возможность ввоза на территорию России с учетом мнения Россельхознадзора, Роспотребнадзора, эти документы будут обрабатываться нашим сотрудником. Сразу же мы либо принимаем решение о пропуске на территорию России, либо отправляем для более глубокого контроля нашим коллегам. В том числе наши коллеги уже могут или даже должны провести фактический досмотр этих грузов, например живых животных, или какого-то специфического товара, например огурцов, о которых задавали вопрос чуть ранее.

Здесь такое разграничение полномочий: где требуются специальные познания или более внимательное отношение к товару — это коллеги; там, где все в порядке, — это мы. Надеюсь, что в дальнейшем, наверное не сразу, мы придем к тому, что большая часть товаров все-таки будет контролироваться исключительно силами таможенников в виде документального контроля, в тот момент, когда эти ведомства также доработают свою систему управления рисками и т.д., эти процессы запущены и контролируются правительством отдельно.

А.Рязанов: Хотелось бы обратить ваше внимание, что проверка документов, исходя и из названия закона и из его сути, будет проходить не форме таможенного контроля. На это я бы обратил внимание. Проверка документов будет проходить в тех формах, которые определены соответствующими видами государственного контроля и утверждены комиссиями Таможенного союза.

Второй момент — речь идет о минимальном наборе документов. Это ветеринарный сертификат, фитосанитарный сертификат либо документы о безопасности товаров в части, касающейся санитарно-карантинных требований.

Во время проверки документов, во-первых, будет проверяться их наличие, в случае если они необходимы. А эти случаи также четко прописаны в решении Комиссии Таможенного союза. И во-вторых, соответствие этих документов тем требованиям, которые также утверждены и известны и таможенникам, и представителям иных контролирующих органов, и, самое главное, бизнесу. Ничего нового здесь также не будет. Можно сказать, что мы идем по проторенной дорожке, а этой дорожке уже год — с 1 июля 2010г., когда вступили в силу и действуют те решения комиссии Таможенного союза, которые определили соответствующий порядок ввоза.

Олег (Брянск): Планируется увеличить количество сотрудников на таможенных постах для осуществления санитарного контроля грузов? По времени прохождение контроля будет более длительным?

Д.Некрасов: По штатной численности вопрос актуальный в любом случае. Как заложено в подходах нашего правительства, в том случае, если какому-то органу передается какая-то функция, то соответствующая функция должна сопровождаться передачей и штатной численности. Под этот подход нами подготовлено постановление правительства, которое часть штата «изымает» у наших коллег и передает нам. Процесс этот, как вы понимаете, небыстрый, протекает в жарких дискуссиях, поэтому 29 июня это постановление не выйдет. На переходный период мы будем вынуждены — и мы готовы — обходиться силами прикомандированных сотрудников. Мы сейчас формируем в рамках каждого регионального управления определенные группы сотрудников, которые будут привлекаться для помощи нашим сотрудникам на пунктах пропуска.

В части штатной численности на краткосрочное время мы сможем маневрировать своими ресурсами, но долго это продлиться не должно, поскольку у нас есть и другие задачи, ведь экономика оживает, рост товарооборота налицо, количество контрактов, количество сделок и деклараций практически догоняет благостные 2007- 2008гг., и наши силы здесь небеспредельные. Если мы все силы бросим на границу, то начнутся заторы на внутренних постах. Поэтому на краткое время мы готовы ситуацию перекрыть, но на длительное мы рассчитываем на то, что правительство все же примет решение.

С.Петрушевский (Москва): Есть ли вероятность повышения коррупционных рисков в связи с расширением полномочий таможенных органов в сфере ветеринарного и фитосанитарного надзора?

Д.Некрасов: Вопрос коррупции является актуальным при любых полномочиях: что таможенных органов, что ветеринарных или фитосанитарных органов. И борьба с коррупцией, наверное, напрямую не связана с введением в действие этого закона. Более того, одним из аргументов, когда правительство принимало решение о том, чтобы начать эту реформу, была антикоррупционная направленность этих реформ, с тем чтобы убрать излишних дублеров на границе, излишнее желание вмешаться в процесс нормального пересечения границы. Собственно, эта цель также была положена в основы этой реформы.

Поэтому борьба с коррупцией в таможенной системе велась, ведется и будет вестись дальше. В том числе дополнительное внимание наших соответствующих подразделений, может быть, будет обращено: на переходный период требуется повышенный контроль за действиями сотрудников. Но прямой связи здесь нет.

Станислав (Москва): Сотрудникам таможни потребуются специальные ветеринарные, карантинно-фитосанитарные знания для осуществления контроля за продукцией животноводства и растениеводства на границе? Как и где они будут проходить специальное обучение?

Д.Некрасов: Они уже проходят обучение в том объеме, который необходим, чтобы мы научились работать с документами, выделять из этих документов требующие более пристального внимания образцы, формы, определенные ветеринарные или фитосанитарные правила — такая учеба проведена с конца прошлого года в рамках таможенной системы на базе Таможенной академии и подразделений на местах. И поскольку это теперь процесс непрерывный, мы просто включаем этот курс в наши учебные программы и будем наших сотрудников обучать. Более того, к этой учебе теперь привлекаются и коллеги из Роспотребнадзора, Россельхознадзора, привлекаются специалисты этих ведомств.

Например, на прошлой неделе началась учеба на базе, предоставленной Россельхознадзором, в городе Владимире — часть наших сотрудников там обучаются. Но, конечно, таможенник от этого не станет ветеринарным врачом или доктором медицины — ему это не нужно, он в острой ситуации всегда имеет поддержку коллеги, у которого есть специальные познания.

Вопрос: Сколько сотрудников необходимо уволить в Россельхознадзоре и будут ли уволенные автоматически приняты в ФТС? И второй вопрос: если я правильно понял, должен быть какой-то список товаров, которые ваши сотрудники могут проверять, а в каких случаях необходимо присутствие других служб?

Д.Некрасов: В части того, сколько человек вынуждены будут сократить наши коллеги, я, к сожалению, не смогу прокомментировать, потому что эта работа проводится внутри ведомства. В части того, сколько должно перейти к нам: более тысячи человек по тому постановлению, которое находится на согласовании. Соответствующее количество по ведомствам, я думаю, не так принципиально. Это в масштабах страны — более тысячи человек. Более точную цифру, наверное, управление по связям с общественностью готово будет предоставить.

По поводу того, будут ли сотрудники, которые там сокращаются, автоматически приняты к нам. К сожалению, нет. Хотя такой вопрос обсуждался, и мы заинтересованы в такой манипуляции, но правила трудового законодательства, законодательства о госслужбе вынуждают уйти через увольнение и потом через полноценный прием на службу на новых условиях: конкурс и все остальные процедуры, которые из этого вытекают. Хотя мы очень заинтересованы в том, чтобы те люди, которые работали с грузами, пришли к нам на работу, когда нам будут переданы эти штатные единицы. Наверное, в ходе конкурсов мы сможем решать этот вопрос по каждому пункту пропуска.

Второй вопрос — о списках — я попрошу прокомментировать Андрея Ивановича.

А.Рязанов: О чем идет речь? Помимо документального контроля, вы знаете, должностными лицами Россельхознадзора и Роспотребнадзора проводятся мероприятия, связанные с оценкой и досмотром, то есть физическим контролем за той продукцией и тем товаром, которые ввозятся в РФ. В соответствии с решением Госпогранкомиссии, Минсельхоз и Минздравсоцразвития наделены полномочиями по формированию этих списков, то есть списков той продукции, тех товаров, которые могут быть подвергнуты этим видам контроля на границе. На сегодняшний день такие списки сформированы, два ведомства, а значит — два подхода. Минздравсоцразвития, основываясь на едином перечне, который утвержден Комиссией Таможенного союза (N299), предоставило право проверять документы и сведения и не применять на общих правилах оценку осмотра и досмотра товаров в отношении всех товаров, включенных в этот перечень. Оценка осмотра/досмотра этих товаров санитарными врачами будет осуществляться в тех случаях, когда это необходимо, то есть в каждом конкретном случае. Здесь уже говорилось, что при получении ими информации о том, что действительно есть риск причинения вреда при ввозе той или иной продукции.

Россельхознадзор оставил за собой право контролировать товары, ввоз которых сопровождается высоким риском. К таким относятся живые животные, которые все будут осматриваться на таможенной границе, и здесь ни у кого никаких иллюзий быть не должно. Отдельные виды сырья мясной продукции, которая поступает из отдельных стран, в которых также усилен контроль. И вот вся информация — об усилении контроля, о запретах ввоза, об ограничениях — не секретная и доступна всем. Она находится на сайте Россельхознадзора, и мы, таможенники, как после 29 июня, так и сейчас, и до пользовались этой информацией, как и участники ВЭД. Поэтому каждый участник ВЭД сейчас уже может для себя определить, какие из товаров, которые он ввозит или собирается ввозить в РФ, будут подвергнуты помимо документального контроля со стороны таможенных органов, так и иным видам контроля со стороны представителей Россельхознадзора. Собственно, ситуация ясная и прозрачная, и ничего в плане подходов к тем или иным товарам с 29 июня не изменится.

Д.Некрасов: Я еще раз уточню, сейчас перевозчик, импортер имеет возможность (может быть, еще более четко он ее будет иметь на границе 29 июня) убедиться и подготовиться к той процедуре, которая его ожидает на границе: берешь список, если твоего товара там напрямую нет и твои документы в порядке, то есть ты работаешь с этими документами, это неслучайная поставка, это все тщательно уже отработано, продумано и опыт уже имеется, соответственно — «зеленый коридор», наверное.

На границе с вашими документами работает таможенная служба. Если товар в списке либо есть сомнения в документах, тогда, пожалуйста, к коллегам.

Вопрос из зала: Исходя из прошлых лет, возможно ли соотнести процентно, сколько ввозимого товара проходит по первой группе (только по документам) и сколько — по второй (те, что в обязательном порядке требуют присутствия сотрудников других ведомств)?

А.Рязанов: Я поясню, что перечни подконтрольных товаров утверждены комиссией Таможенного союза и могут быть изменены соответствующим решением той же комиссии Таможенного союза. То есть априори все товары так или иначе должны быть подвергнуты соответствующим видам госконтроля. Сейчас, по всей видимости, идет речь о том, сократятся ли случаи осмотра/досмотра этих товаров на границе.

Но я попробую дать цифру. В отношении товаров, подлежащих санитарно-карантинному контролю, в 100% случаев ввоза этих товаров будет проводиться документальный контроль таможенных органов. И начиная, например, с завтрашнего дня, если это 29 июня, привлечения должностных лиц Роспотребнадзора для этой работы не требуется. У нас нет информации, что с завтрашнего дня, если завтра 29 июня например, введены какие-то ограничения, усиление контроля. Это на сегодняшний день. То есть 100% весь товар, который находится в списке решения N299 комиссии Таможенного союза, он пойдет исключительно через таможню.

Что касается ветеринарных перечней Роспотребнадзора, то помимо тех списков, которые сформированы Минсельхозом (это я сейчас про ветеринаров говорю), незначительное количество исключено из обязательности осмотра/досмотра. Прежде всего это готовая продукция для реализации населению в том виде, в котором она возится, что называется, на полки в магазины. То есть эта продукция опять же отнесена исключительно к таможне, и таможня будет на основе документов принимать решение.

В отношении живых животных, как я уже сказал, будет обязательно применяться такая форма контроля, как осмотр животных, и дальнейшие формы, если они необходимы будут уже по итогам осмотра.

В отношении сырья, которое поставляется для мясоперерабатывающей промышленности, которое априори подлежит контролю, но будет или не будет досматриваться, у Россельхознадзора также есть система управления рисками, и это не отдельное решение отдельного инспектора. Все его решения также основываются на решении комиссии Таможенного союза. Если вы обратили внимание, то в решении комиссии Таможенного союза четко сказано, что эти товары могут быть подвергнуты осмотру/досмотру каждая десятая партия, в отдельных случаях – каждая пятая партия, и эти случаи четко определены, поэтому здесь также вопросов нет. Причем каждые поставки, каждые партии привязаны к отдельным производителям, к отдельным странам. Поэтому, если сейчас сказать, что в течение недели 70% уйдет под таможню, а 30% будет с обязательным присутствием ветеринаров, нельзя, потому что через неделю – это да, а через две недели, если пойдут поставки из какой-то определенный страны, в отношении которой введен усиленный контроль, то, соответственно, это соотношение будет меняться.

В отношении фитосанитарного контроля могу сказать, что уже сейчас здесь вся продукция разделена на две группы – товары высокого риска и товары низкого риска. Причем если вы знаете, товары низкого риска ввозятся в Россию (также как и в иные страны) без сопровождения документов, подтверждающих их безопасность. Здесь 50 на 50, плюс товары высокого фитосанитарного риска у них (у стран Таможенного союза) отдельные товары уже выведены из обязательности проведения вот этих видов контроля. Но опять же, исходя из усиления либо ослабления контроля или снятия контроля, вот это процентное соотношение будет меняться.

Вопрос: Предусмотрена ли функция предварительного таможенного информирования в отношении документов санитарного контроля?

А.Рязанов: Документы, подтверждающие безопасность товаров, выдаются, естественно, до ввоза товаров, и информация о них общедоступна: она размещена на сайте как комиссии Таможенного союза, так и Роспотребнадзора.

Если вы обратите внимание на 229-е решение комиссии Таможенного союза, там содержится информация о формах предоставления этих документов. Установлена возможность предоставления как непосредственно документов, так и всевозможных выписок, информация из этого реестра.

Формально по этим документам участнику внешнеэкономической деятельности достаточно указать номер, дату этого документа либо, если необходимо, выписку из этого реестра. То есть здесь проблем никаких нет, документы все есть и выдаются они предварительно.

Д.Некрасов: Задавался вопрос о схеме, когда документ в электронном виде отсылается на таможенный пункт до прихода товара на пункт пропуска. В таможенной системе существует возможность предварительного информирования, и на сегодняшний день она реализована через портальную технологию: на сайте ФТС существует специализированный раздел для того, чтобы перевозчик или заинтересованное лицо могли подать предварительную информацию. Эта информация носит именно таможенный характер, она необходима для того, что правильно оформить прибытие на таможенную территорию и процедуру таможенного транзита. Она же включает и сведения о разрешительных документах на пересечение границы. Но сами по себе разрешительные документы, как сказал Андрей Иванович, выдаются до пересечения границы. Поэтому они в принципе уже есть в министерствах и ведомствах, и они сами будут эту информацию до нас доводить, либо мы сможем с ней ознакомиться через общедоступные интернет-сайты.

Поэтому предварительное информирование связано с сегодняшней темой, но развивается самостоятельно и параллельно. И дальше мы собираемся его развивать — сейчас вышли новые документы, касающиеся и железнодорожных перевозок, и автомобильных, и морских. В них отдельные разделы посвящены использованию предварительной информации, в том числе если эта информация имеет заверенную ЭЦП (электронно-цифровую подпись), имеет юридическую значимость, мы готовы по этой информации принимать соответствующие решения о перегрузке, перегрузке и т.д.

Заключительное слово Д.Некрасова.

Большое спасибо за предоставленную возможность довести информацию. Я думаю, что вопросы будут возникать и до даты 29 июня, и, наверное, после и потребуется подвести какие-то промежуточные или временные итоги. Мы готовы к обсуждению, к вопросам, к тому, чтобы правильно и четко довести информацию о тех происходящих процессах, которые сейчас происходят.